Выстрелом в спину кончается жизнь и начинается вечная молодость.(с)
Я подумал и решил, что не будет большого вреда, если я воспользуюсь текстами, уже однажды подаренными одному паблику в период моего бескорыстного администрирования. Всё равно это немного интересно.
Венгерская песня самоубийц
"Szomorú Vasárnap" ("Мрачное воскресенье") — песня венгерского пианиста и композитора Режё Шереша на слова , впервые увидевшая свет в 1933 году. Один из шлягеров того времени, доживший до наших дней, перепетый и Рэем Чарльзом, и Сарой Брайтман, уже давно лишился своей дурной славы. А ведь когда-то "Мрачное воскресение" называли не иначе как "венгерская песня самоубийц"...
Режё Шерешу, родившемуся в Будапеште в 1899 году, в жизни не очень повезло: большую её часть он прожил в нищете, во время Второй мировой войны был отправлен нацистами в трудовой лагерь как еврей. Выжил в заключении и после войны, прежде чем вернуться к написанию песен, работал в театре и цирке. Где-то на этом этапе жизненного пути он получил серьёзную травму, потому что первым, что ему предстояло сделать, прежде чем снова браться за музыку, было научиться играть на фортепиано одной рукой. Он сочинил еще немало песен, посвящая некоторые из них Венгерской Коммунистической Партии, но самой известной его работой была и остается именно "Szomorú Vasárnap".
Первый вариант песни был написан Шерешом, желающим утвердиться в статусе автора и исполнителя песен, в Париже в конце 1932 года и назывался "Vége a világnak" ("Конец света"). Основным его мотивом были жалобы на человеческую несправедливость и воззвания к Господу с просьбой пощадить современный мир. Поводов для такой тоски было немало: Великая Депрессия, становление фашизма в его родной Венгрии, да ещё и личная меланхолия, при этом до сих пор неясно, что же вдохновило его сильнее. Изредка можно услышать мнение, что "Конец света" Шереш написал только после Второй мировой войны в 1946 году, но это остаётся всего лишь версией.
Всем же известный текст написал в 1933 году венгерский поэт Лазло Ямор, несчастно влюбленный и переживший тяжёлое расставание со своей невестой. Его уже вдохновляла не политика, но несчастная любовь; основной мотив его лирики — плач по безвременно скончавшейся возлюбленной и мольбы о воссоединении с ней на том свете.
К концу 30-х годов песня уже была чрезвычайно популярна за пределами Венгрии — и обросла множеством мрачных городских легенд, суть которых сводилась к одному: "Мрачное воскресенье" толкало людей на самоубийства. Волна суицидов прокатилась по Будапешту в день, когда эту музыку впервые крутило радио; по меньшей мере 19 самоубийств в Венгрии и США связывались с этой песней. Радиостанции запрещали трансляцию этой песни либо же требовали исполнять музыку без слов, как это было с Билли Холидей, хотя она и исполняла песню с дополнительным куплетом, нивелировавшим мрачный настрой двух предыдущих. Всё это не мешало "Мрачному воскресенью" шагать по миру и приносить своему автору большие деньги; на основе этой песни был снят фильм...
А что же Шереш?
Ни за единым центом своих гонораров он так в США и не приехал. Из Венгрии никуда так и не уехал тоже, оставшись играть на пианино в баре "Kispipa". Со временем, когда на волне популярности к нему начали наведываться именитые гости, научился задействовать вторую руку при игре, чтобы выглядеть серьёзным музыкантом.
А 11 января 1968 года шагнул из окна своей квартиры на четвёртом этаже и выжил — только чтобы задушить себя в больнице куском проволоки.
И даже если статистический анализ данных не выявляет явного соответствия между самоубийствами 30-х годов и этой песней, одна смерть — смерть Режё Шереша — на её счету точно записана. Ведь, как писал разочаровывающийся в коммунизме и тоскующий по уходящей славе артист, успех "Мрачного воскресенья" лишь усугублял его несчастье, так как он знал, что уже никогда не напишет второго хита.
Вот и не верь после этого в городские легенды.
(Видео -- фрагмент из практически одноименного фильма, Ein Lied von Liebe und Tod, там есть музыка и Кох в эпизоде)
Венгерская песня самоубийц
"Szomorú Vasárnap" ("Мрачное воскресенье") — песня венгерского пианиста и композитора Режё Шереша на слова , впервые увидевшая свет в 1933 году. Один из шлягеров того времени, доживший до наших дней, перепетый и Рэем Чарльзом, и Сарой Брайтман, уже давно лишился своей дурной славы. А ведь когда-то "Мрачное воскресение" называли не иначе как "венгерская песня самоубийц"...
Режё Шерешу, родившемуся в Будапеште в 1899 году, в жизни не очень повезло: большую её часть он прожил в нищете, во время Второй мировой войны был отправлен нацистами в трудовой лагерь как еврей. Выжил в заключении и после войны, прежде чем вернуться к написанию песен, работал в театре и цирке. Где-то на этом этапе жизненного пути он получил серьёзную травму, потому что первым, что ему предстояло сделать, прежде чем снова браться за музыку, было научиться играть на фортепиано одной рукой. Он сочинил еще немало песен, посвящая некоторые из них Венгерской Коммунистической Партии, но самой известной его работой была и остается именно "Szomorú Vasárnap".
Первый вариант песни был написан Шерешом, желающим утвердиться в статусе автора и исполнителя песен, в Париже в конце 1932 года и назывался "Vége a világnak" ("Конец света"). Основным его мотивом были жалобы на человеческую несправедливость и воззвания к Господу с просьбой пощадить современный мир. Поводов для такой тоски было немало: Великая Депрессия, становление фашизма в его родной Венгрии, да ещё и личная меланхолия, при этом до сих пор неясно, что же вдохновило его сильнее. Изредка можно услышать мнение, что "Конец света" Шереш написал только после Второй мировой войны в 1946 году, но это остаётся всего лишь версией.
Всем же известный текст написал в 1933 году венгерский поэт Лазло Ямор, несчастно влюбленный и переживший тяжёлое расставание со своей невестой. Его уже вдохновляла не политика, но несчастная любовь; основной мотив его лирики — плач по безвременно скончавшейся возлюбленной и мольбы о воссоединении с ней на том свете.
К концу 30-х годов песня уже была чрезвычайно популярна за пределами Венгрии — и обросла множеством мрачных городских легенд, суть которых сводилась к одному: "Мрачное воскресенье" толкало людей на самоубийства. Волна суицидов прокатилась по Будапешту в день, когда эту музыку впервые крутило радио; по меньшей мере 19 самоубийств в Венгрии и США связывались с этой песней. Радиостанции запрещали трансляцию этой песни либо же требовали исполнять музыку без слов, как это было с Билли Холидей, хотя она и исполняла песню с дополнительным куплетом, нивелировавшим мрачный настрой двух предыдущих. Всё это не мешало "Мрачному воскресенью" шагать по миру и приносить своему автору большие деньги; на основе этой песни был снят фильм...
А что же Шереш?
Ни за единым центом своих гонораров он так в США и не приехал. Из Венгрии никуда так и не уехал тоже, оставшись играть на пианино в баре "Kispipa". Со временем, когда на волне популярности к нему начали наведываться именитые гости, научился задействовать вторую руку при игре, чтобы выглядеть серьёзным музыкантом.
А 11 января 1968 года шагнул из окна своей квартиры на четвёртом этаже и выжил — только чтобы задушить себя в больнице куском проволоки.
И даже если статистический анализ данных не выявляет явного соответствия между самоубийствами 30-х годов и этой песней, одна смерть — смерть Режё Шереша — на её счету точно записана. Ведь, как писал разочаровывающийся в коммунизме и тоскующий по уходящей славе артист, успех "Мрачного воскресенья" лишь усугублял его несчастье, так как он знал, что уже никогда не напишет второго хита.
Вот и не верь после этого в городские легенды.
(Видео -- фрагмент из практически одноименного фильма, Ein Lied von Liebe und Tod, там есть музыка и Кох в эпизоде)